четверг, 6 августа 2020 г.

http://inkaraganda.kz/articles/158533

Близкий к народу

Окружение отца повлияло на мировоззрение великого Абая. Кунанбай Оскенбаев в течение нескольких лет - с 1849-го по 1852 год - был ага-султаном Каркаралинского округа. В этот период он тесно общался с местными жителями, с кем у него сложились дружеские отношения. Кто же эти люди, с которыми общался старший султан? Этому вопросу посвящено мое краеведческое исследование.

 

Благословивший Кунанбая

Одним из них был Хасан (Хасен) ахун Сейфуллин, выходец из мещерских татар, родом из Саратова. Религиозное образование он получил в Казани. Возможно, именно поэтому в архивных документах он записан как «казанский татарин».

Мне не удалось найти сведений о том, в каком году он приехал в Каркаралинск. Но то, что уже в 1851 году он проживал здесь, - это факт. Дело в том, что в это время в Каркаралинске была открыта мечеть, и Кунанбай назначил Хасана ахуна ее первым имамом. Выражая свою признательность, он благословил ага-султана при многолюдном собрании старейшин. Об этом в романе-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая» написано следующее: «Первую и единственную мечеть в Каркаралинске и во всем округе начали строить на средства Кунанбая еще в прошлом году. Сегодня она должна быть освящена. Муллы в городе и знатные старейшины в аулах не переставали восхвалять Кунанбая за эту мечеть.

Два дня назад у Кунанбая побывал сам имам - мулла Хасен Саратау, благорасположенный к казахам. Он тоже сказал свое слово:

- Из простого народа ты вышел в ханы… В Коране мечеть названа «жилищем бога». Ты воздвиг дом Вседержателя среди темного, непросвещенного народа - и тебя возлюбит Создатель!

За такую похвалу и почет имам перед отъездом получил от ага-султана лошадь и верблюда».

Имам Хасан ахун завоевал всеобщее уважение и любовь верующих. Об этом свидетельствуют документы Центрального исторического архива Республики Башкортостан. 17 ноября 1898 года Каркаралинский городской староста писал в Оренбургское магометанское духовное собрание следующее: «Главную часть населения города Каркаралов составляют магометане-татары, которые частью сами лично, а частью их отцы и деды переселились сюда из разных российских губерний. В Каркаралах с давнего времени устроена мечеть, и до 1871 года богослужение в ней отправлял ахун из казанских татар Хасен Сейфулин. Человек этот не только обладал вполне знанием татарского языка, но был знаком и с другими восточными языками и, судя по общественному к нему отношению, пользовался должным уважением своего прихода…»

Кроме исполнения обязанностей имама, Хасан ахун также обучал грамоте детей, передавая им свои обширные знания. У него была богатая библиотека, книги из которой, я уверен, читали Кунанбай и Абай. В романе «Путь Абая» Мухтар Ауэзов пишет: «Габитхан и Абай раздобыли кое-какие книги у мулл и набожных книголюбов. Раз Габитхан даже съездил в Карашокы в аул Кунанбая и привез оттуда полный мешок книг. Кунанбай получил их еще в Каркаралинске через муллу Хасена…»

В 1881 году Хасан ахун отправился в хадж в священную Мекку. В это время там произошла вспышка чумы, и заразившийся ею первый имам умер в городе Джидда (портовый город на берегу Красного моря, являвшийся административным центром провинции Хижаз, запад Саудовской Аравии).

Хасан ахун имел двух жен - Биби Нурижамал и Биби Гайша, которые родили ему много сыновей и дочерей. О судьбе имама и его потомков я рассказал в трех своих книгах

Татарин, любивший общество казахов

До недавнего времени бытовало мнение, что в Каркаралинске Кунанбай с маленьким Абаем останавливались и жили дома у купца 2-й гильдии Халилуллы (в народе Халиулла ) Бекметева. Но лишь недавно мне удалось установить, что это был дом его отца - купца Хамита Бекметева. Об этом можно судить по разнице в возрасте: если Кунанбай родился в 1804 году, то Хамит - в 1808-м. А Халилулла родился в 1829 году.

Кем же был Хамит Бекметев? В свое время мне довелось общаться со знатоком истории нашего города Кусайыном Алимбайулы. Он рассказывал: «Сначала в Каркаралинск, занимаясь торговлей, из Казани приехали братья-татары Хамит и Жагфар. Торговля удалась, и они перевезли остальных своих родственников в Каркаралы. Разбогатели, остались в Каркаралинске».

Подтверждение слов аксакала я нашел в Центральном государственном архиве РК в Алматы. В его фондах хранится дело №197, в котором я обнаружил необходимые сведения: «Хамит находится в Каркаралинском округе по торговым делам десятый уже год».

Откуда приехал Хамит Бекметев? В этом вопросе мне вновь помогли документы Центрального государственного архива РК. Согласно им Хамит приехал в Каркаралинск из Царевококшайского округа Казанской губернии. Хотелось бы добавить, что Царевококшайск - это нынешняя столица Республики Марий Эл - Йошкар-Ола.

В 1851 году в Каркаралинске состоялось открытие мечети. После прочтения первого намаза народ собрался в доме Бекметева на праздничный той.

«Когда он (Абай - Прим. авт.) подошел к дому, гости, проголодавшиеся за время продолжительного намаза, уже сидели за угощением.

Во дворе, полном оседланными лошадьми, не было никого, кроме слуг и людей, занятых стряпней. Серебристая пыль ночного инея покрывала коней в богато украшенных сбруях; тихо поскрипывали полозья легких нарядных санок. Кое-где на облучках клевали носом конюхи, укутанные в овчинные тулупы.

Прямо против крыльца большого деревянного дома помещалась отдельная кухня. Дверь ее то и дело хлопала. Жигиты, только что сидевшие у Майбасара, один за другим выносили блюда с горячим, дымящимся мясом... Направо была большая комната, где сидел Кунанбай. Оттуда доносился громкий, оживленный разговор Алшинбая и майора, прерываемый взрывами общего хохота. Алшинбай в ударе - он так и сыплет крылатыми словами, вызывая смех всех присутствующих.

Комната напротив входа тоже битком набита гостями, сидящими тесным кругом. Это преимущественно городские купцы - татары, казахские баи. В самом центре сидит имам новой мечети - мулла Хасен...», - писал М. Ауэзов.

У Хамита Бекметева было четыре жены - Сахипжамал, Хуснижамал, Атине, Гайникамал. Наибольшую известность получили его сыновья от первой жены Сахипжамал, купцы 2-й гильдии Халилулла и Хамидулла. Год смерти Бекметева установить не удалось. Есть версия, что он уехал на родину, где и умер.

Человек щедрой души

Еще один житель Каркаралинска, с которым общался Кунанбай, - Атажан Ниязов (Мулла-ниязов). Настоящее имя - Ата Мухаммад. Он родился в 1803 году в Бухаре. Позже поселился в Ташкенте, где женился и обзавелся землей. В 1840-м году он принял решение поехать в казахские земли. Согласно архивным документам, Атажан приехал в Каркаралинск в последние месяцы 1840 года. В Центральном государственном архиве РК в фонде №374 «Пограничное управление сибирскими киргизами» имеется дело под номером 197 «Дело о причислении ташкенцев, бухарцев и других в окружные приказы и исчисление их». В документе имеется список «татаров, бухарцев и ташкенцев, проживающих по паспортам и без оных в Каркаралинском округе». Он был составлен в январе 1841 года. В этом документе под номером 12 числится Атажан Мулла-ниязов: «Бухарец, 38 лет, приехал из Ташкинии для торгов в волостях и Каркаралинском селении, для чего выдан ему от Приказа письменный вид от 28 ноября 1840 года за №4786».

Атажан был человеком щедрой души, помогал нуждающимся. Вместе со старшим султаном Кунанбаем сделал очень многое для развития Каркаралинска. Хотелось бы отметить, что в 1845 году у них родились сыновья. Кунанбай сына назвал Ибрагимом (Абай), а Атажан - Жолдасбаем. Если Абай стал поэтом, то Жолдасбай - первым исследователем истории Каркаралинска.

Как же сложилась его судьба? В 1881 году, когда ему было 78 лет, он решил совершить хадж. Вместе с ним в дальний путь отправились 17 человек. Сопровождал их Ондирбай халфе из Абралинской волости Каркаралинского уезда, который до этого уже дважды побывал в Мекке. Замечу, что во время второго паломничества Ондирбай халфе сопровождал в Мекку и Кунанбая, а по возвращении стал сватом Кунанбая, отдав свою дочь Зейнеп за его сына Оспана...

И вот предстояло третье паломничество. От аксакалов я слышал, что многие паломники преклонного возраста мечтают умереть и быть похороненными на святой земле. Не знаю, мечтал ли об этом Атажан, но ему суждено было умереть в Мекке и быть похороненным на кладбище Джаннат аль-Муалля. Замечу, что на этом кладбище похоронена Хадиджа аль-Кубра, первая супруга Пророка Мухаммада.

От чумы, вспышка которой произошла в тот период, умер не только Атажан хаджи. Участь быть погребенными на чужбине выпала и некоторым его спутникам, в том числе Ондирбаю халфе, Хасан ахуну и другим.

Атажан хаджа оставил после себя большое потомство. Его правнуки в настоящее время проживают по всему Казахстану.

Так сложилась судьба тех людей, с которыми в Каркаралинске общался старший султан Кунанбай Оскенбаев. Конечно, это не полный перечень, и эта тема еще требует исследования. Верю, что в будущем мы узнаем новые имена из каркаралинского окружения отца основателя казахской письменной литературы.

 

Ерлан МУСТАФИН, краевед

г. Каркаралинск

 
 
 
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий