четверг, 6 августа 2020 г.

http://inkaraganda.kz/articles/158718 


Учение просветителя

Мысли Абая востребованы как прошлым, так и настоящим, и будут интересны будущим поколениям. Многогранное творчество великого казахского поэта насыщено глубокими идеями в области философии. Его перу принадлежит замечательное прозаическое произведение - «Гаклия» («Слова назидания», или «Книга слов»), создававшееся на протяжении ряда лет (1890-1898 годы). Сюда вошли рассуждения и максимы, сентенции и афоризмы, притчи и диалоги - всего 45 сгруппированных миниатюр.

 

В тематическом отношении «Слова назидания» как выдающееся философское сочинение, содержащее в себе множество непреходящих идей, перекликается с лирикой Абая. Не зря Мухтар Ауэзов подчеркивал, что «нет основания удалять Абая от философии... Все произведения (лирика, поэмы, назидания) Абая в своей действительности отражают его мировоззренческие взгляды, полны глубоких философских суждений». А эти вопросы, по мнению видного писателя, нужно всесторонне изучать и исследовать.

Гениальный просветитель твердо верил в то, что в его неспокойный и запутанный век наставление становится единственно возможным способом формирования человека как человека. «Мыслитель и ученый, - писал он, - суть одно, но в познании обнаруживается их отличие. Признанная в мире внешняя наука преподносится нам в виде наставлений. Наставники, достигшие наибольшего успеха в своих наставлениях, называются учеными». Именно поэтому Абай настойчиво обращался со словами назидания к различным слоям казахского общества.

Как прогрессивный деятель второй половины XIX века, А. Кунанбаев внес крупный вклад в передовую философию своего времени, не утратившую во многих отношениях своего значения и по сию пору. Так во 2-м Слове им намечена программа развития нации, обозначен путь, по которому должен пойти народ. Его возмущало стремление казахской знати привить народу презрительное и насмешливое отношение к другим народам. По мнению мыслителя, ошибочные и нелестные отзывы о соседях, имевшие хождения в Степи, изобличают ограниченность сознания некоторых его соплеменников, говоривших: «Мы лучшие из лучших в этом подлунном мире».

Абай предлагает путь избавления от подобного рода заблуждений. Не умоляя достоинств своего народа, он показывает недостатки отдельных его представителей, старается помочь избавиться от них. Поэт отмечал у других народов качества, характеризующие их с выгодной стороны. Поэтому, по его мнению, следует научиться разводить сады, стать благочестивым, сравняться знаниями с другими при условии, если взглянуть на себя глазами других.

Усиление колониального гнета и все еще крепкие устои патриархальных отношений в Казахстане отразились во взглядах Абая на вопросы управления, ставшие предметом его размышлений в 3-м Слове. Он считал, что на должность правителей должны избираться люди честные, заинтересованные в деятельности на благо народа. Эти люди не должны нарушать законы, не должны злоупотреблять своим служебным положением. Особенно много бедствий терпели народные массы от волостных управителей. Обычно на эту должность избирались представители байства, затратившие значительные средства на подкуп, подарки и обман. Стремясь восполнить свои затраты, они забывали данные обещания.

По мнению мыслителя, выборные должности получали обычно люди совершенно недостойные. В этой связи, потеряв веру в установление справедливого порядка, Абай выступает за назначение волостных сверху. Тогда, как полагал он, прекратились бы всякие тяжбы среди народа. Юноши устремились бы к знаниям, а волостной не угождал бы богачам и разрешал бы все дела по справедливости.

Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Кунанбаев видел прежде всего в труде. Это не тяжелая повинность, а средство достижения и расцвета материальных и духовных благ общества. Просветитель ценил всякий труд и ставил его в один ряд с такими добродетелями общества, как разум и доброта, упорство и скромность. По его мнению, если человек работает не покладая рук, надеясь только на свои силы, то он может научиться ценить и радость, и горе. Свои размышления о сути человеческой Абай подытоживает в 4-м Слове следующими рассуждениями: «Полагаясь, во-первых, на Всевышнего, а затем на свою силу, надо трудиться без устали, и тогда даже самая скудная земля воздаст сторицей за твои старания».

По мнению поэта, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности: «Не нужно забывать, что, кроме двух видов веры - сознательной и несознательной, - никакой третьей веры нет» (13-е Слово). Он хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек, отдельно взятый, должен вносить в это свою посильную лепту. Поэтому он призывал всех людей, желающих быть в этом ряду, «раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц давать сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершал ли ты поступки, соответствующие благу и разуму» (15-е Слово). Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», является одним из главных направлений всего творчества философа.

Абай разрешил проблему нравственного совершенствования человека. Он считал, что люди его времени одержимы пороками и перечислил множество нравственных изъянов. Вместе с тем, согласно его представлениям, вопреки преобладанию в обществе людей порочных, в их среде немало и добродетельных. Отчего это происходит? Этот вопрос волновал его на протяжении всей жизни, пока, наконец, мыслитель не пришел к следующему выводу: «Не от рождения человек разумен. Он становится разумным после того, как, увидев и оценив многое, начнет отличать хорошее от дурного. Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным. Но само благоразумие еще не решает всего. Вот если ты благодаря благоразумию избегаешь плохого, то можешь себя считать за человека» (19-е Слово).

Кунанбаев признавал движение и развитие всего окружающего, в том числе и человеческого общества. «Мир не стоит на месте, - утверждал он, - поэтому жизнь и сила человека также не остаются в неизменном состоянии» (20-е Слово). Человек, полный сил, вооруженный знаниями, должен стремиться использовать их для блага всего общества, стремиться принести всем пользу.

Ясный ум Абая-мыслителя, Абая-гуманиста увидел для народа единственно верный выход из мрака своей эпохи - в сближении с культурой русской, а через нее - с культурой мировой. В «Назиданиях» понимание этого изложено с удивительной ясностью и целеустремленностью: «Главное - научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза…» (25-е Слово). Он отмечает, что «человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным и не будет жить позорно».

Противоречия современного Абаю общества выразились в отношении его к духовенству. Будучи глубоко верующим и считая, что «богу присущи справедливость и любовь», Абай выступает как философ-теолог, стремящийся использовать богословие в интересах народной справедливости. В 28-м Слове он пишет: «Эй, мусульмане! Вы видите, что одни богаты, другие бедны, одни больны, другие здоровы, одни легкомысленны, другие расположены к доброте и сознательны. Люди различны. Если кто-нибудь спросит вас, от чего это происходит, то вы ответите, что это дело творца, его воли… Сам создатель как будто одних ведет к добру, других - к злу. Разве все это соответствует безупречности и безгрешности, справедливости господа бога?..

Нет, лучше, очевидно, понять так: бог - творец добра и зла, но не он заставляет их совершать. Создатель болезни - господь бог, но не он заставляет болеть. Бог создал богатство и бедность, но не бог сделал тебя бедным или богатым. Если ты так поймешь веру, то это еще на что-то похоже, иначе все пусто».

Таким образом, Бог Абая - это Творец, Создатель, но не Владыка. Поэтому ни в коем случае нельзя ссылками на Бога оправдывать зло. Кунанбаев пытался представить религию не как антипод разума, а как его союзницу в просвещении народа. Бог, сотворив мир, не вмешивается в закономерное течение его событий.

По мнению мыслителя, основой положительных нравственных качеств человека является жажда знаний, просвещения, науки. Только просвещенный человек стремится добывать хлеб свой насущный честным трудом, стремится к справедливости и не делает зла другим, вырабатывает в себе нравственные качества, противостоящие порокам. Поэтому воспитание в детях истинных человеческих качеств связывает с образованием и наукой. «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, - тот мудрец, тот ученый, тот овладел миром», - говорится в 44-м Слове.

Главная мысль, проходящая через произведение акына красной нитью, - это утверждение красоты человеческого духа, неисчерпаемых возможностей личности. «Качества духовные - вот что главное в человеческой жизни», - утверждал Абай. В целом «Слова назидания» гениального мыслителя имели огромное прогрессивное значение для развития общественной мысли и художественной прозы. А исследование творчества и мировоззрения личностей, оставивших в истории народа след, не теряет никогда своей актуальности.

 

Рашит КАРЕНОВ,

доктор экономических наук, профессор, почетный
работник образования РК,

заслуженный работник
КарГУ имени Е.А. Букетова

Комментариев нет:

Отправить комментарий