Абай Кунанбаев
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Абай Кунанбаев
| |
Имя при рождении:
|
Ибрагим Кунанбаев
|
---|---|
Род деятельности:
|
поэт, композитор, мыслитель,общественный деятель
|
Дата рождения:
|
29 июля (10 августа) 1845
|
Место рождения:
|
урочище Жидебай,Семипалатинский уезд,Западно-Сибирское генерал-губернаторство,Российская империя(ныне — Абайский район,Восточно-Казахстанская область, Казахстан)
|
Подданство:
|
Российская империя
|
Дата смерти:
|
23 июня (6 июля) 1904(58 лет)
|
Место смерти:
|
Семипалатинская область
|
Отец:
|
Кунанбай Ускенбаев
|
Мать:
|
Улжан Кунанбаева
|
Аба́й (Ибраги́м) Кунанбаев (каз. Абай Құнанбайұлы ) (29 июля [10 августа] 1845, урочище Жидебай,Семипалатинский уезд, Западно-Сибирское генерал-губернаторство, Российская империя — 23 июня[6 июля] 1904, там же) — казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель[1], общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.
Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь. Племянник Абая — также известный казахский поэт Шакарим Кудайбердиев.
Биография
Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Семипалатинского уезда Западно-Сибирского генерал-губернаторства (с 1845 года Семипалатинская область) (по нынешнему административному делению вАбайском районе Восточно-Казахстанской области) в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.
Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы вСемипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам создаёт свои первые взрослые стихотворения. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.
На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои,Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова,Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.
Характерна история стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып» («Горы дремлют в тёмной ночи»), ставшего народной песней. Гёте написал «Wanderers Nachtlied» («Ночную песню странника»), Лермонтов переложил её на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной…»), а спустя ещё полвека Абай Кунанбаев передал её содержание на казахском языке.
Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Впоследствии его примеру последовал Турар Рыскулов.
Некоторое время Абай работал волостным управителем.
Бестолково учась, я жизнь прозевал. Спохватился, да поздно. Вот он, привал! Полузнайка — я мнил себя мудрецом И заносчиво ждал наград и похвал. Остальных мечтал за собою вести, А они меня сами сбили с пути. Я — один, а наглых невежд не сочтёшь, И нелепые шутки ныне в чести. Ни друзей у меня, ни любимой нет. Я устало пою на исходе лет. О, каким необъятным казался мир Той порой, как встречал я жизни рассвет!(Перевод А. Штейнберга)
По утверждениям советских литературоведов, Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал «против рабского положения женщины» и, как повторено в его парадных советских биографиях, «против социального зла и невежества». Советские литературоведческие источники, повторяя эту фразу, иногда ссылаются в её подтверждение на стихотворения «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889) и «Кулембаю» (1888). Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии; новаторский характер носят стихи, посвящённые временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое). Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» противопоставлены разум в лице Аристотеля и алчность завоевателя в лице Александра Македонского.
В истории казахской литературы Абай занял почётное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввёл новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.
Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»).
Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы»[2] («Ты зрачок глаз моих», перевод Марии Петровых) стала народной:
Ты — зрачок глаз моих,Пламень душ золотых.Сердцу мук не избытьСтоль глубок шрам от них.И мудрец весь седой,Покачав головой,Скажет: «Нет, средь живыхНе встречал я такой!»Весь в слезах я брожуИ тоской исхожу,Жемчуг слов дорогихДля тебя нахожу.Не страшись, что в тишиГоворю от души,Иль самой невдомёк!Дивный день предреши…
Абай Кунанбаев оказал большое влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу и даже духовного вождя возрождения казахской нации. Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» — некролог казахского народного поэта была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.
В 1914 году тюрколог В. В. Гордлевский выбрал в качестве видных представителей казахской литературы Абая Кунанбаева и Миржакипа Дулатова для публикации их текстов в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского.
Происхождение и семья
Дед Оскембай – сын Ыргызбая, бий рода тобыкты, жил в 1778-1850 годах.
Прадед Ыргызбай - батыр и бий рода тобыкты, родился примерно в 1750 годах.
Отец Кунанбай кажы - ага-султан всего Каркаралинского уезда, позже волостной управитель Кокше-Тобыктинской волости, родился в 1804 году, умер в 1886 году.
Мать Улжан из рода шаншар, происходящего из племени каракесек.
Бабушка Токбала, в замужестве прозванной Зере. Бабушка Зере с нежностью относившаяся к своему внуку, с наслаждением раскрывала перед ним все богатство устного творчества.
Старший сын Акылбай родился когда Абаю было всего 17 лет, воспитывался младшей женой Кунанбая – Нурганым (родился в 1861- умер в 1904 году). Отношения между Абаем и Акылбаем были как между братьями.
Сын Абдирахман, прозванный отцом "Абиш", родился в 1868 году, закончил реальное училище в городе Тюмени, потом Михайловскую школу артиллерий в Санкт-Петербурге. Однако здоровье не позволило ему поступить в Военную академию. Абай возлагал на Абдирахмана большие надежды и пророчил блестящее будущее, заболел туберкулезом и умер в 1895 году в городе Верном (Алматы).
Третий сын Магауия прозванный отцом "Магаш" (1870-1904) после обучения в Семипалатинске вернулся в свой родной аул, постоянно был при отце и воспитывался им. Увлекался поэзией, по настоянию своего отца написал поэмы «Енлик-Кебек», «Абылай». Самое объемное и совершенное его художественное произведение – поэма «Медгат-Касым». В последние годы своей жизни стал известным человеком среди народа благодаря справедливым судейским решениям.
Четвертый сын Турагул общественный деятель партии "Алаш Орда", поэт и писатель перевел на казахский язык произведения Джека Лондона "Эскимос Киш" и "Мартин Иден" (перевод не сохранился), М. Горького "Челкаш", А.С. Неверова "Марья-большевичка", Болеслава Пруса "Антек" и другие. Родился в 1875 году, умер в 1934 году в городе Шымкент.
Слова назидания
Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое (буквально — чёрное) слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Қара сөз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему — делам, искушению, соблазнам, но всё проходит и остаётся только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Ещё в 1945 году, к 100-летию со дня рождения Абая, в издательстве «Художественная литература» вышел сборник избранных переводов его произведений на русский язык, содержавший перевод Виктора Шкловского под названием «Назидания»[3]. Позднее этот перевод выходил в свет в 1954 и 1979 г. Также известны переводы казахского писателя Сатимжана Санбаева под названием «Слова назидания» (1970) и писателя Ролана Сейсенбаева, который называется «Книга слов» (1992—1993)[4].
Сочинения (основные издания)
- Первый сборник «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева» (под ред. Какитая Искакова) — Санкт-Петербург, 1909; Казань, 1922; Ташкент, 1922.
- «Абай Кунанбайұлы толық жинақ» (полное собрание стихов под ред. М. Ауэзова), Кызыл-Орда, 1933.
- Кунанбаев А. Лирика и поэмы / Под ред. Соболева, предисл. М. Ауэзова, Москва, Гослитиздат, 1940.
- Абай Кунанбаев. Избранное. Пер. с каз. под ред. Л. Соболева. Алма-Ата, Худ. лит., 1945.
- Абай Кунанбаев. Собрание сочинений (в одном томе), Москва, 1954.
- Құнанбаев А. Шығармаларының толық жинағы (екі томдық) — Алматы, 1954 (преизд. 1968, 1986, 2002).
- Абай. «Слова назидания» (Кара соз). (Пер. с каз. С. Санбаева), Алматы, Жалын, 1979, 1982.
- Абай. «Книга слов» (на китайском языке), Пекин, 1995.
- Құнанбаев А. «Книга слов» (Қара сөз). (Пер. с каз. Р. Сейсенбаева), Семипалатинск, 2001.
- «Двадцать стихотворений Абая» (все известные их переводы, сост. и пер. М. Адибаев), Алматы, 2005.
- Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»), Москва, Русский раритет, 2006.
- Abai. Zwanzig Gedichte («Двадцать стихотворений» под ред. Г. Бельгера), Koln, Onelverlag, 2007.
Литература (ранние публикации)
- Рамазанов Н. Статья в «Восточном сборнике в честь А. Н. Веселовского». — М. 1914.
- Саади А. Статья в «Ак-Юл» (на казахском языке). Ташкент, 1923. № 355, 356, 359, 363, 369, 372.
- Кабулов Ильяс. Статья в газете «Советская степь», Кзыл-Орда, 1928. № 174.
- Мустамбаев, Статья в газете «Советская степь», Кзыл-Орда, 1928. № 191.
- Аршаруни А. Заметки о национальной литературе. Журнал «Новый Восток». № 23—24.
Память
Филателия
Памяти казахского поэта посвящён ряд почтовых марок и других филателистических материалов, выпущенных в СССР, Казахстане и других странах:
Бонистика
В 1993 году изображение Абая было помещено на банкноте Национального банка Республики Казахстан номиналом в 20 тенге.
Музеи
- В Семее открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая.
- В Лондоне по инициативе писателя Ролана Сейсембаева открыт дом Абая.
Память об Абае
- На месте захоронения Абая Кунанбаева сооружён Мавзолей Абая.
- Город Абай (до 1961 года посёлок Чурубай-Нура) в Карагандинской области Казахстана.
- Абайский район (до 1997 года — Мичуринский район) Карагадинской области Казахстана с центром в г.Абай.
- Абайский район Восточно-Казахстанской области с центром в с. Караул (образован в 1928 году).
- Абайский район — административный район Шымкента.
- Село Абай (Карасайский район, Алматинская область)
- Село Абай (Келесский район, Южно-Казахстанская область) — ранее с. Абай-Базар
- Село Абай (Сарыагашский район, Южно-Казахстанская область) — ранее с. Шавровка
- Село Абай (Хромтауский район, Актюбинская область)(бывшая Сухиновка)
- Село Абай (Аральский район, Кызылординская область) — бывшее с. Интернационал
- Село Абай (Казалинский район, Кызылординская область) — бывшее с. Авангард
- Село Абай (Терентинский район, Западно-Казахстанская область)
- Село Абай (Железинский район, Павлодарская область)
- Село Абай (Бейнеуский район, Мангистауская область)
- Село Абай (Егиндыкольский район, Акмолинская область)
- Проспект Абая в Алма-Ате (с 1961 года, ранее — улица Арычная)[5]. Также в Алматы имеется улица Абая, соединяющая микрорайон «Абай» с микрорайоном «Шанырак-5» (Алатауский район).
- Проспект Абая в Экибастузе
- Проспект Абая в Астане (с 1920 года, ранее — улица Церковная)[6]
- Проспект Абая в Усть-Каменогорске (с 1995 года, ранее — улица Новошкольная)
- Проспект Абая в Кызылорде
- Проспект Абая в Костанае
- Проспект Абая в Байконуре
- Проспект Абая в Актобе
- Проспект Абая в Таразе
- Проспект Абая в Кентауе
- Проспект Абая Кунанбаева в Шахтинске Карагандинской области
- В Семее улица Абая существовала с 1935 года, но в 1991 году её переименовали в улицу Жамакаева, а имя Абая получила центральная улица (бывшая Советская)[7]
- Во многих казахстанских городах (Усть-Каменогорск, Талдыкорган, Атырау, Петропавловске, Павлодаре,Кокшетау, Есик, Шелек, Абай, Аксу, Атбасаре, Макинске, Есиле, Каскелене и другие), а также в Дели,Каире (с 1998 года), Берлине, Ташкенте, Бишкеке (бывшая Кремлёвская), Киеве[8] и других городах мира есть улицы, названные именем Абая.
- С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта.
- На пик Абая (4010) в Заилийском Алатау под Алма-Атой ежегодно устраиваются массовые альпиниады. В 1995 году, объявленном ЮНЕСКО годом Абая, на пик поднялся и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
- Именем поэта названы ещё две вершины: Абая Кунанбаева в Среднем Талгаре и Песни Абая в Центральном Тянь-Шане.
- Имя Абая носит библиотека в Семипалатинске, читателем которой был сам Абай (основана в 1883 году, в 1883—1992 годах носила имя Н. В. Гоголя).
- В Алматы его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.
- Именем Абая назван Культурно-Досуговый Комплекс в Актау.
- Памятники Абаю установлены в Алма-Ате (1960), Семипалатинске (1972), Астане (1997 — в сквере Абая и 2010 — напротив министерства туризма и спорта), Усть-Каменогорске (2010) и во многих других городах Казахстана, а также в Стамбуле, Тегеране.
- В 2006 году памятник Абаю был открыт в Москве на Чистопрудном бульваре. В начале мая 2012 года площадка вокруг московского памятника Кунанбаеву на Чистых прудах стала местом дислокации лагеряроссийской оппозиции, а в социальных сетях получил распространение тег #ОккупайАбай[9][10].
- В 2014 в Пекине в парке «Чаоян» в 2014 открыли памятник Абаю.
Абай Кунанбаев в произведениях литературы и искусства
- В 1938 году его внучатый племянник Мухтар Ауэзов в соавторстве с Леонидом Соболевым создали трагедию «Абай».
- Позже М. О. Ауэзов написал роман-эпопею «Путь Абая» (т. 1—4, 1942—1956), за который ему была присуждена Сталинская премия 1949 года (за первую часть «Абай») и Ленинская премия 1959 года (за вторую часть «Путь Абая»).
- В 1944 году Ахмет Жубанов и Латыф Хамиди по либретто Мухтара Ауэзова создали оперу «Абай». В июне 2014 года состоялась примьера обновленной оперы, дирежером-постановщиком которой стал Алан Бурибаев, правнук Ахмета Жубанова.
- В 1945 году на Алматинской киностудии был снят фильм «Песни Абая». Режиссёры — Г. Л. Рошаль и Е. Е. Арон, в роли Абая — Калибек Куанышпаев[11].
- В 1952 году за спектакль «Абай» М. О. Ауэзова, поставленный на сцене КазГАТД имени М. О. Ауэзова, режиссёр Шакен Айманов и ряд актеров (в роли Абая Капан Бадыров) получили Сталинскую премию.
- В 1995 году о жизни поэта был снят двухсерийный фильм «Абай», режиссёр — Ардак Амиркулов, в роли Абая — Габиден Турыкпаев. Фильм производства Казахстан-Франция.
- В 2012 году в издательстве Альпина нон-фикшн (Россия) в связи с акцией оппозиции «#ОккупайАбай» вышло переиздание поэтического сборника Избранное / Абай Кунанбаев. ISBN 978-5-91671-202-5
Примечания
- ↑ Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. — М.: Большая советская энциклопедия, 1949. — Т. 1.
- ↑ KazTube — KazTube.kz — Кенжеғали Мыржықбай- көзімнің қарасы
- ↑ Кунанбаев А. Избранное. Под ред. Л. Соболева. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1945.
- ↑ Абай на языке Шиллера и Гете
- ↑ АЛМАТИНСКИЕ УЛИЦЫ: СУДЬБЫ НАЗВАНИЙ
- ↑ «Проспект Абая: из прошлого в будущее» Этот проспект один из самых протяженных и самых старых в современной Астане
- ↑ Семипалатинск. Улицы города
- ↑ Марат Хасанов. На карте немецкой столицы теперь есть имя Абая. КонтиненТ (8 марта 2000). Проверено 4 июня 2012. Архивировано из первоисточника 23 июня 2012.
- ↑ Александра Белуза, Наталья Рожкова, Александр Садчиков, Дарья Миронова. Майдан или не Майдан. // Московские новости, № 275 (275). Проверено 14 мая 2012. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012.
- ↑ Депутат-единоросс обещал участникам акции на Чистых Прудах, что полиция их не станет разгонять. // newsru.com. Проверено 14 мая 2012. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012.
- ↑ Песни Абая на сайте Казахфильма
Литература
- Орынбеков М. С. Философские воззрения Абая. — Алма-Аты: Білім, 1995. — 136 с.
- Абай энциклопедиясы. — Алматы, 1995.
Источники
- Абай Кунанбаев на «Родоводе». Дерево предков и потомков
Может быть, мой комментарий будет не к месту, но я хотела бы выразить свое отношение к великой книге, шедевру казахской литературы роману М. Ауэзова «Путь Абая». Эта книга давно в моей домашней библиотеке, досталась от родителей. Первый раз прочитала, учась в школе и, честно сознаюсь, мало что поняла. Будучи студенткой прочитала второй раз, это было сродни второму дыханию. Я плакала вместе с героями и радовалась с ними. Пережила множество интереснейших, драматических, поучительных историй из жизни вольнолюбивого казахского народа. А главное - я увидела Абая как живого. И после осмысления книги для меня по - новому зазвучали стихи акына Абая! Для меня, как человека, как читателя «Путь Абая» это не просто роман, это целая эпоха.
ОтветитьУдалитьИскала информацию для реферата, ваш блог очень помог, спс.
ОтветитьУдалить